По информации независимого тибетского сайта Phayul, на прошедшем недавно в Лхасе совещании руководящего состава органов общественной безопасности Тибетского автономного района (ТАР) и тибетских регионов 4 соседних провинций материкового Китая обсуждались требования ужесточить борьбу с ‘сепаратистами’ и усилить охрану границы.
Как говорится в заметке пропагандистского сайта Chinatibetnews.com, прошедшее 18 и 19 августа совещание было формально посвящено подведению итогов и опыта “поддержания общественной безопасности, борьбы против действующего сепаратистского движения, а также определению наличных проблем в сфере стабильности в тибетских областях”.
Участники совещания на уровне начальников отделов общественной безопасности обсудили планы предстоящих действий по “ужесточению борьбы с сепаратистами; формированию органов защиты безопасности социальной среды; укреплению пограничной охраны; улучшению инфраструктуры коммуникаций, единообразия и мастерства в системе управлений общественной безопасности”.
Сбор всех начальников общественной безопасности внутри Тибета непосредственно последовал за совещанием глав монастырских учреждений, организованным в Шигацзе 14 и 15 августа по инициативе партийных боссов из отдела ‘единого фронта’ в Пекине. Именно эта структура осуществляет в рамках однопартийного режима все контакты с религиозными организациями, включая и переговоры с посланниками Далай-ламы, поскольку для компартии Китая верующие являются носителями отсталой идеологии, чуждой маоистским формулам ‘социализма с китайскими характеристиками’.
На совещании с участием руководства монастырей и местных чиновников ‘единого фронта’ из ТАР и тибетских регионов 4 соседних провинций прорабатывались методы ужесточения контроля за религиозными учреждениями тибетского буддизма. Прибывший из Пекина начальник центрального отдела ‘единого фронта’ Ду Цинлинь, занимающий также пост заместителя председателя всекитайского комитета Народного политико-консультативного совета, потребовал назначать в состав так называемых комитетов демократического управления в тибетских монастырях только "политически благонадежных" монахов и монахинь. Это означает, что в комитетах демократического управления, сформированных в 1950-х из ‘патриотических и преданных’ делу укрепления однопартийного режима в материковом Китае представителей тибетского монашества, пройдет серьезная чистка.
Стоит отметить, что в те же дни инспекционную поездку в Тибет совершил член постоянного комитета политбюро компартии Хэ Гоцян. В Лхасе этот представитель немногочисленной группы, занимающей верхний уровень партийной пирамиды, нанес символический визит во дворец Потала, где вплоть до 1959 года находилась резиденция Далай-ламы.
Как считает Тибетский центр прав человека и демократии (TCHRD), нынешние совещания были созваны в соответствии с постановлением состоявшегося в январе в Пекине 5-го собеседования по работе в Тибете, где партийная верхушка объявляла о мерах по утверждению своей руководящей и направляющей роли в непокорных тибетских регионах.
После весенних протестов 2008 года власти материкового Китая предпринимают серьезные меры по усилению контроля за повседневной жизнью тибетцев. Характерным примером является проведенная в 2009 году кампания “жесткого удара” – как отмечает TCHRD, с целью попытаться “заглушить политическое недовольство путем массовых задержаний и арестов”. В течение трех дней после старта кампании “жесткого удара” управлением общественной безопасности Лхасы были по различным подозрениям задержаны 5766 человек. Городские власти Лхасы издали постановление, требующее от всех приезжающих в столицу ТАР на срок не менее месяца получать в отделе общественной безопасности разрешение на временное проживание.
Хотя комитеты демократического управления в больших и малых монастырях образуются при формальном одобрении местных чиновников и обязаны постоянно отчитываться о настроениях монашеской среде, весной 2008 года инициаторами мирных выступлений тибетцев нередко оказывались как раз монахи и монахини. Как следствие, в тибетских регионах стала вновь осуществляться кампания "патриотического перевоспитания", в рамках которой в монастырские учреждения направляются “рабочие группы” из китайских “кадровых сотрудников”. В завершение курса идеологической пропаганды от монахов требуют подтвердить своей подписью или отпечатком пальца заявление с разоблачением ‘раскольнической’ деятельности. Под ‘расколом’ подразумевается все, что не способствует укреплению почти религиозной ‘сплоченности’ населения материкового Китая вокруг верхушки однопартийного режима – и очевидно, что Далай-лама причисляется к ‘раскольникам’ без всяких дискуссий.
В случае отказа подписаться под разоблачением авторитета духовного лидера тибетского буддизма монахам грозит исключение из монастыря, а иногда - если чиновники сочтут отказ излишне демонстративным – и пребывание за решеткой. В условиях подобного давления, сопряженного с репрессиями в отношении всего монастырского учреждения, не соглашающиеся выступать против Далай-ламы жертвы “воспитательного” курса фактически принуждаются к самоубийству. С марта 2008 года стало известно о 17 попытках самоубийства монахов и монахинь внутри Тибета.