4 сентября корреспондент Шведского радио в Москве, Юханна Мелен (Johanna Melén), прибыла в Архангельск. Ее интересовала реакция общественности на процесс над Pussy Riot и так называемый «крестоповал». Напомним, что в округе Варавино-Фактория неизвестными хулиганами был срублен поклонный крест неподалеку от храма Святого Александра Невского, что связывают с акцией активистов движения Femen в Киеве.
5 сентября журналист встречалась с верующими, служителями церкви, представителями либеральной общественности. В числе последних были и активисты Архангельского регионального отделения партии ЯБЛОКО.
ЮМ: - Почему, как вы считаете, после процесса над Pussy Riot так много говорят об опасности антицерковных выступлений?
- Нам кажется, что случай, произошедший в Архангельске, никак не может быть отнесен к разряду «реакции общественности на процесс над Pussy Riot». Это просто хулиганство, которое не обусловлено антиклерикальными настроениями. Точно так же эти молодые люди могли бы совершить вандализм в отношении любого другого объекта. Перфоманс Femen (кстати, не поддержанный, осуждаемый Pussy Riot ) просто побудил их «обезъянничать». Так можно любое хулиганство назвать обусловленным громкими процессами и их влиянием на умы и души молодёжи.
ЮМ: - Почему говорят, что есть угроза раскола?
- Поскольку даже внутри РПЦ далеко не все согласны с тем, что там происходит, и в обществе растут антиклерикальные настроения, то в ответ используют простую и очень действенную стратегию: представить церковь гонимой. Это отвлекает внимание общества от гораздо более серьезных проблем. В Архангельской области несколько дней назад разбился самолет! Четверо погибших! И об этом было только одно упоминание в прессе! А срубленный хулиганами крест комментировали все! Мэр выступил с официальным заявлением о том, что это кощунство, преступление против общества. А то, что шхуна «Запад», исторический памятник регионального значения, на набережной гниет который год, – это ничьего внимания будто бы не привлекает. Хороший способ отвлечения внимания: создать моральную панику, в состоянии которой людьми очень легко манипулировать. Обязательно еще укажут на «влияние Запада». Да, антизападные настроения очень интересны. «Образ врага» – примитивная, откровенно глупая концепция. Но она почему-то работает даже после падения «железного занавеса», в условиях открытости западного мира для нас. Может быть, работает она как раз в силу своей примитивности. Ксенофобия – это ведь очень архаические слои психики. Запад воспринимается очень двояко. С одной стороны, приветствуют заимствованную на западе неолиберальную экономику, в самом примитивном ее варианте. С другой – восстают против заимствования западных демократических институтов, которые там, на западе, играют роль сдерживающего произвол властей политического фактора. И именно демократия у нас, в России, оказывается «влиянием Запада», демократия – это плохо.
ЮМ: - Есть ли мнение, что происходящее сейчас ведет к расколу?
- Раскол уже происходит. Процесс над Pussy Riot расколол консервативное крыло. Многие осуждают позицию церкви за поддержку государственной машины, другие согласны с тем, что такая поддержка правильна. Внутри самой церкви раскол. Некоторые священники высказывают патриарху претензии, выражают недовольство, просят покаяться. На самом деле, процесс над ПР можно и нужно рассматривать в контексте событий, происходящих в России с декабря. С этой точки зрения, процесс стал просто катализатором. Реакция общества вызвана совсем не процессом. Это реакция на все накопившееся.
ЮМ: - Pussy Riot сейчас связывают со всей оппозицией.
- Да, потому что они просили Богородицу стать феминисткой и прогнать Путина. То есть, призывали выступить против патриархата и против Путина. И за это их судили по законам 4 века н.э. Византийским законам! Это за гранью рационального, это трагикомедия.
ЮМ: - То, что они сделали, – это хорошо или плохо?
- Это закономерно. Если бы не было их, был бы другой повод. Протест против клерикальных кругов зреет в обществе. Даже кажется, что протест сейчас специально направляют против них. Мол, пусть лучше кресты пилят, чем готовят новую революцию.
ЮМ: - Но почему не против власти, а против церкви?
- Может быть, те дети, что спилили крест у нас, не совсем понимают ситуацию. Когда им показывают пугало в виде МП РПЦ – они выступают против этого раздражителя, а кукловода не видят. Возможно, направляют протест против церкви потому, что те из нас, кого воспитали атеистами, сопротивляются навязыванию веры. Мы читаем Библию и сопоставляем действия церкви с заповедями – и видим несоответствия. У младшего поколения нет этого иммунитета. Да и у старшего. У нас очень сложно верить в хороший завтрашний день, потому многие обращаются к религии, полагают себя религиозными, зачастую не зная основ веры. Им просто нужна какая-то надежда. Тем более, что старшее поколение воспитано в тоталитарном государстве, а тоталитаризм воспитывает очень зависимое мышление. Людям нужен авторитет, они в шоке от свободы выбора мнения, не знают, что делать с этой свободой. Мы живем в реальности замечательного фильма Марка Захарова «Убить дракона» по пьесе Шварца.
ЮМ: - В Архангельске были митинги протеста?
- Да, и декабрьские митинги были неожиданны. 2000 человек в маленьком Архангельске, «в провинции у моря». Несмотря на то, что в Архангельске практически не было нарушений на выборах, люди были недовольны ситуацией в стране вообще. Люди выходили не потому, что у нас нарушения, а против системы. До этого на митинги по поводу тарифов ЖКХ выходило максимум 100 человек. А тут – две тысячи!
ЮМ: - К чему может привести эта напряженная ситуация?
- Россия – страна непредсказуемая, ситуация не поддается прогнозированию. Единственное, что можно гарантировать: в ближайшее время власть не опомнится, не поймет, что делает что-то не то, что надо возвращаться к какому-то разумному проекту развития страны, работать для общества. Наверное, в это не верит никто. Честно говоря, в декабре казалось, что так будет: когда Путин получил многотысячные митинги в Москве, когда люди блокировали улицы. Думали, что к марту они скорректируют систему отношений, общения с людьми. Но они еще больше ужесточили эту систему. Я очень скептически отношусь к разговорам о том, что народ взорвется, потому что мы, к сожалению, очень привыкли к плохому. Мы можем возмущаться, обсуждать на кухне, выходить на улицы и топать ногами в негодовании, но: нужна ведь какая-то стратегия, консолидированные действия, рациональная коммуникация, – а вот этого конструктивного мышления у нас нет. Потому все недовольство выражается в единичных выступлениях – и затихает. Возможно, если бы наши люди какое-то время пожили по-человечески, если бы поняли, что забота власти об обществе – это реально, что права человека – это не подачка, а неотъемлемый элемент правового статуса личности, что человек – это ценность. Но у нас нет опыта жизни в правовом государстве, нет исторического опыта.
ЮМ: - Но ведь две тысячи вышли на митинг!
- Да, а на следующий – 300 человек, а потом – 30. Они не увидели немедленной реакции, немедленного результата, какой был, например, в 1917 году..
ЮМ: - То есть, нужна новая революция?
- Если только культурная революция. Нужен слом менталитета. Революция может закончиться тем, что мы всего-то поменяем шило на мыло: одних бандитов на других. Нам же необходимо формирование конструктивного мышления. Это длительный процесс.
ЮМ: - При Путине?
- В этом и заключается проблема…
А вот ещё интересная тема http://www.wirtual.ru