My Engel
Эта отнюдь не сказочная, а вполне реальная история, произошла в Мурманске несколько месяцев назад. Но именно сейчас самое время о ней вспомнить. В ожидании рождественских чудес, когда мы позволяем себе верить, что ангелы спускаются на землю чтобы защитить нас. Тем более, что история получила свое обещанное продолжение в самый канун Нового года.
Некоторые читатели «7x7» еще помнят историю индейцев кэчуа, жителей Эквадора, дружественного нам государства, с которыми весьма жестоко расправились мурманские правоохранители, сделав из них заключенных. Но уже тогда у юных индейцев (младшему из которых было 17 лет) появился, видимо, ангел-хранитель. Во всяком случае именно так - "My Engel" они стали называть правозащитницу Ирину Пайкачёву. Она не только приютила в своей семье тех, кто остался на свободе, ежедневно, имея мандат независимого наблюдателя, навещала в разных тюрьмах-ИВС, имея мандат независимого наблюдателя, Еусению-Ксимену Инти и Вильяма, но и готовила их освобождение. Иначе, если бы они последовали совету своего консульства смириться и не обжаловать в суд своё заточение и выдворение, сидеть бы им в мурманских застенках и ждать до Нового (в т.ч. финансового) года, когда в российском бюджете появятся по сто тыczxь рублей на каждого на билет до Эквадора....
A Few Good Men
Ни ребятам индейцам, ни Ирине, несмотря на её "ангельский мандат", невозможно было бы справится с этой ситуацией, если бы не мощная группа поддержки из "Нескольких Хороших Парней". Две Насти, Евгений, Кирилл, Найля и Глеб из Мурманска, Ирина и Евгений из Петрозаводска, переводчица с испанского из СПб - все они и многие другие переживали за кэчуа, как за родных. Почти без сна и отдыха встречали их и провожали (в аэропорту-17летнего Сайри, который улетел в Москву еще до освобождения остальных, т.к. у него тоже заканчивалась виза, Атик на машине уехал через Финляндию), собирали деньги на билеты и теплые вещи (в Мурманске наступила полярная осень), переводили и организовывали концерты....
Но, самое главное - всего за три дня от всех троих заключенных- индейцев были подготовлены, подписаны ими и поданы в суд апелляционные жалобы по поводу их выдворения. Это выглядело почти невероятно, ведь сидели они в разных местах - Ксимена в Ленинском ИВС, Вильям и Инти - Октябрьском, у них не было ни адвоката, ни представителя, из них никто не говорил по-русски, их родной язык - кэчуа, а государственный - испанский. Собиравшая документы для жалоб Ирина могла общаться с ними только на мало понятном для всех английском.. ..
Freedom
Суд постановил, что эквадорские индейцы могут покинуть Россию самостоятельно. Что с юридической точки зрения, кстати, может означать, что их выдворения не было. Но тогда это уходило на второй план. Главное - ребята оказались на свободе. Правда, даже их освобождение не обошлось без изощренной подлости, если не преступления, со стороны правоохранителей.
А дело было так. По решению суда группа поддержки вместе с УФМСовцами поехала вызволять из Ленинского ИВС Ксимену. Получили её меньше, чем за пол часа дрожащую, не верящую еще своему счастью у охранников ИВС "из рук в руки". И вместе с Ксименой все помчались вслед за сотрудником УФМС Дубовым в Октябрьский ИВС за её младшим братом Инти и дядей Вильямом (22-х летний дядя Вильям - самый старший из них троих). В отличие от Ленинского в фойе дежурной части Октябрьского ИВС пришлось ждать в два раза дольше. Ксимена все еще продолжала дрожать, буквально вцепившись в своего "My engel"a, не отпуская Ирину ни на шаг, и буквально "связывая ей крылья". Но задумавшись, что может так задерживать освобождения ребят, опытная правозащитница вспомнила, что наблюдала как выводят опасных заключенных их ИВС для посадки в автозак через другой вход, так называемый шлюз. И, хотя Ирина знала, что освобождаемых из ИВС запрещено выводить через этот шлюз, видимо ангел-хранитель подсказал ей проверить и его.
Буквально через пару минут именно из "шлюзовой" двери показались Вильям и Инти. Причем Вильям, который никогда не жаловался на свое здоровье, вдруг сказал, что у него "все болит". Ну, не били же тебя там, на всякий случай поинтересовалась Ирина. И Вильям понял, что боль - это сигнал беды. Он осознал, что им не выдали паспорта! Ирина бросилась обратно в дежурную часть, где паспорта ребятам все же выдали.
Если бы группы поддержки не оказалось рядом, полицейский патруль вновь бы "упаковал" ребят в ИВС за нарушение пребывания в стране и доказать их невиновность было бы уже невозможно.
Total Control
Общее мнение, по крайней мере, мурманчан из группы поддержки индейцев кэчуа, что власти нашего города (региона) не хотят видеть уличных музыкантов, даже приехавших из дружественной страны, на наших улицах. Комментарии событий с индейцами, в том числе от саами, которые тоже пытаются показать миру, что их культура продолжает существовать, что власть одобряет лишь отрежессированные ею самой "мерориятия", сценарий которых ею изучен, проверено каждое слово в этом сценарии, и хорошо, если эти "концерты" проходят подальше от центральных улиц. Где-то там, в индейских резервациях. В крайнем случае на закрытых сценах.
А поющая на улицах на языке кэчуа молодежь, приехавшая на свой страх и риск за тридевять земель - это власти не понятно. Значит - непорядок, который нужно "пресечь" любыми, даже незаконными способами.Court
Эх, власть-власть. История учит, что любой total control власти за гражданами заканчивается плачевно. Люди - не винтики, которые только и могут, что поедать шашлыки на площади под оглушительный вой ура-групп, которые завозятся в город за большие деньги. С такими непредсказуемыми сюрпризами власти (а, вернее, уже вполне предсказуемыми), как с индейцами кэчуа, молодежь будет продолжать пачками уезжать отсюда. И останешься ты наедине, со своими непомерными окладами и премиями себе любимой за народный счет....
European Court of Human Raights
Хорошо, что юрисдикция выходит за пределы отдельно взятой страны в отрасти права, которая называется "Права Человека". Россия в 1998 году ратифицировала Европейскую Конвенцию по защите прав и свобод человека - механизма, защищающего человека от незаконных действий власти и ее чиновников. В отношении индейцев российскими властями в Мурманске, по мнению Ирины Пайкачёвой, были нарушены сразу четыре статьи этой Конвенции:
- статья 3 - поскольку наблюдателями ОНК были зафиксированы нарушения в виде отсутствия правил содержания и другой информации на понятном им языке, отсутствие перевода, прогулок, возможности обратиться за мед. помощью и др., одиночного содержания Ксимены (вместо допустимых суток её содержали одну в камере более недели), надзор за девушкой полицейскими мужчинами в отсутствие женского персонала в ИВС, незаконные действия полицейских при освобождении из ИВС, и т.д. явились условиями, унижающими их человеческое достоинство,
- статьи 5, поскольку в нарушение предписания суда содержать индейцев в условиях содержания лиц, арестованных в административно порядке причем для граждан, ожидающих административного выдворения, их поместили в тюремные камеры,
- статьи 6, поскольку справедливое судебное разбирательство предполагает не только наличие перевода на понятный им язык на всех стадиях судебного процесса, но и всех вынесенных в отношении решений и документов. А также в деле, предусматривающим возможность тюремного заключения, государством Россия им должен был быть предоставлен адвокат,
- статьи 8, поскольку незаконное помещение индейцев, являющихся друг другу родственниками в камерные условия, лишило их возможности связываться между собой даже по телефону, что привело Ксимену на грань нервного срыва.
Ирина Пайкачёва перед отъездом ребят в Москву обещала им подготовить индивидуальные жалобы в ЕСПЧ "эквадорец ХХ против России", собрала все необходимые документы для обращения каждого из них в ЕСПЧ, а они оставили ей доверенности на ведение их дел в этой высокой инстанции. Но вмешались события с 30-ю гринписовцами, написание жалобы пришлось отложить, хотя срок такого обращения истекает лишь 12 марта 2014 года. Ирина с Ксименой должны встретиться в Европе накануне истечения этого срока - в феврале.
Ernest
Но в этой, почти сказочной истории со счастливом освобождении индейце в российском Заполярье, есть еще одна удивительная сказочная развязка (вернее, завязка). Дело в том, что по делу Гринпис в Мурманск приезжал коллега Ирины Пайкачевой, правозащитник из Сыктыкара Эрнест Мезак. Он юрист Общественного Вердикта и выиграл немало дел в ЕСПЧ. Он не сразу, но разделил уверенность Ирины, что "дело индейце кэчуа" достойно рассмотрения в ЕСПЧ. И даже предложил направить предварительную жалобу, которую и подготовил. Причем такая возможность - последняя, т.к. этот Европейский суд с 1 января 2014 отменяет возможность подачи предварительных жалоб. Но эта жалоба успела уйти в Страссбург буквально в последнюю минуту уходящего года! Теперь за ходом этой жалобы будут следить не только в Эквадоре, Мурманске и Петрозаводске, но и в Коми!
Conclusion
В этой истории сошлось желание одних хороших людей, которые могут оказывать помощь людям, попавшим в заключение, помочь другим хорошим людям, которые могут дарить людям радость своим самобытным искусством. И очень хочется, чтобы жалоба индейцев из Эквадора европейскими судьями была признана приемлемой. Тогда России нужно будет готовить объяснение, почему иностранцев, среди которых большинство бывших наших соотечественников, в Мурманске держат в тюремных камерах, почему не хватает тюремных переводчиков, не назначаются адвокаты, почему среди полицейских так мало женщин. Непривычные для нас вопросы. Но ответы на них не только помогут приучить наших чиновников соблюдать закон, но еще на шаг приблизится к правовому цивилизованному государству.
Т.е. на старом формуляре писали еще?
Без фоормуляра
То есть наши власти поступают не правильно. А правильно, когда полицейский говорит: ребята, мне очень нравится ваша музыка, но мне влетит, если я вас не попрошу удалиться. К сожалению разрешение надо получать за 2 недели до мероприятия.
Господа индейцы принципиально, подставляя парня , который их отпустил один день, второй, на третий становятся строго в этом же месте. Есть уважение к нашим законам?Им предоставляют другое место, но индейцы порой не считаются с правилами
Реально не более пяти групп стоили того, чтобы выступать на улице. Эти ребята умели играть на инструментах и одевали настоящие эквадорские костюмы. Остальные... сборная солянка из синтезаторов, североамериканских костюмов. И самое, что неприятно, индейских браслетиков за 300 р штука, которые оказались российскими и стоили 30 р в интернете.
Обман