С огромным удовольствием посмотрел «Тренера» — режиссерский дебют Данилы Козловского. Главное позитивное отличие этого фильма от прочих спортивных кинодрам последних лет — он не основан на реальных событиях. Это прекрасно, потому что Козловский-режиссер мог себе позволить не оглядываться на «тех, кто помнит», и развивать свою историю легко и свободно, давая разгуляться и себе как актеру. Здесь он не Валерий Харламов из «Легенды №17», зажатый в рамки своего легендарного прототипа. И не объевшийся грибов князь Владимир из «Викинга», в святость которого и сам Данила, очевидно, не верит. В «Тренере» он явно получает удовольствие от своего образа, возможно, играя самого себя — способного швырять стулья в окно так, что веришь: да, этот стул тут пролетел абсолютно искренне. Он искренне и остроумно троллит своих бездельников-подопечных. Искренне плачет, когда теряет отца.
Я, собственно, никогда не сомневался, но лишний раз убедился — Данила Козловский, черт побери, очень хороший актер, который получил возможность сделать фильм под себя и блестяще ее использовал.
Безусловно, «Тренер» построен по классическим канонам спортивного фильма — наваленная в самом начале куча проблем, героическое их разгребание (здесь обязательно присутствие антагонистов-чиновников) и фееричная победа на последних секундах. Плюс лирическая линия, куда же без нее.
Но бог с ними, с канонами. Ценность «Тренера», на мой взгляд, в том, что это фильм вовсе не про футбол. И даже вообще не про спорт. Это история поиска человеком самого себя заново. Это про то, как и где находить силы, чтобы выбраться из грязи, в которой герой Козловского недвусмысленно валяется в начале фильма, когда, отлученный от футбола, выплескивает злость на регбийном поле. Про то, что, оказавшись в болоте, совсем не обязательно тонуть. Это очень мотивирующая история, которая могла быть помещена и в другой — совсем не спортивный — антураж.
На месте футболистов с равновеликим успехом могли быть, не знаю, учителя, брокеры, полицейские, журналисты, рабочие какого-нибудь тухлого завода, к которым приходит побитый жизнью, но очень правильный директор. Да мало ли трудовых коллективов у нас испытывают те же проблемы, что и вымышленный ФК «Метеор»? Апатия, ощущение ненужности и принцип «мне за это не платят», которые ставят крест на любой инициативе. И условный Новороссийск, в который помещено действие фильма, возможно, выступает прообразом новой России, не сегодняшней, но будущей — честной с самой собой и идущей вперед вопреки тем, кому комфортнее топтаться на месте.
Другой разговор — что именно футбол позволяет найти сильнейшие художественные ходы, которые прошибают зрителя. Чего стоит эпизод, когда команда и болельщики устраивают акцию, чтобы поддержать тренера после смерти его отца, и растягивают на трибуне баннер «Юра, мы с тобой». Или песня «Это не сон» в исполнении идущих по городу фанатов — вроде бы чистый клип и полная нереальщина, но до чего же сильно и символично. Это совершенно прямой мэсседж — настоящий, искренний футбол объединяет нас и делает лучше. Так же, как настоящее, искреннее кино.