Я никогда всерьёз не интересовался ранее первым позитивизмом - той формой позитивизма, которая восходит непосредственно к Огюсту Конту. Закон трёх стадий развития общества, известный мне из статей в энциклопедиях, казался мне чем-то таким, что почти само собой разумеется - в целом верным - может быть нуждающемся в какой-то доработке в деталях, или в какой-то стилистической доработке. Мне казалось, что первый позитивизм - это примерно то, чему нас учили в школе. Или, может быть, то, о чём я в детстве читал в британской популярной энциклопедии. Иными словами, я думал, что первый позитивизм - это просто набор банальностей, а потому - нечто не особо интересное. Но тут, вдруг, я заинтересовался первым позитивизмом, и обнаружил, что здесь всё обстоит совсем по-другому, диаметрально противоположным образом. Первый позитивизм - вовсе не набор банальностей. Произведения Конта, по всей видимости, представляют собой настоящее безумие! Здесь одно нетривиальное и сомнительное суждение следует за другим. Сам же Конт страдал тяжёлым душевным заболеванием (скорее всего, шизофренией; тогда ещё не было такого диагноза, но по симптомам больше всего похоже на это). Грандиозная и странная концепция, которую Конт развивает в своих произведениях, по своей грандиозности и странности может сравниться с системой Гегеля, и, может быть, даже, превосходит её в этих своих качествах. Похоже, что, всё-таки, произведения Конта заслуживают того, чтобы их читали.
Самое любопытное заключается в том, что болезнь у Конта развивалась совсем не так, как у Ницше. Ницше сначала написал свои основные произведения, а потом начал прыгать козлом. Конт же, напротив, сначала начал прыгать козлом, а потом написал свои основные произведения. То есть, сначала - когда Конт только начал работать над своим "Курсом позитивной философии" - у него произошёл тяжелейший приступ психоза. После того, как состояние психоза прошло, Конт смог продолжить работу над "Курсом". Но продолжал он эту работу, похоже, уже находясь в состоянии шизофренического дефекта личности (после манифестации шизофрении человек меняется - не в смысле раздвоения личности, а просто становится другим, по-другому ведёт себя, по-другому выстраивает отношения с людьми; это изменённое состояние и принято называть дефектом личности). И в этом заключается особый интерес, который может представлять творчество Конта: человек, находящийся в состоянии шизофренического дефекта личности, оказывается, способен разработать философскую систему, которая может оказывать влияние на умы образованных людей на протяжении десятилетий.
Правда, если какой-то исследователь решит рассмотреть творчество Конта под таким углом, то самому исследователю может угрожать серьёзная опасность: одним из симптомов шизофренического дефекта личности может оказаться занудство и монотонность. Если у Конта проявились именно эти симптомы, то его произведения могут оказаться чем-то крайне скучным и не интересным. И, всё же, судя по моему беглому ознакомлению с взглядами Конта, там так много необычных и причудливых мыслей, что совсем уж скучными эти произведения показаться не должны. Но об опасности этой забывать не стоит. В поздний период своей жизни Конт придумывал неискренние и нудные молитвы, лишённые малейших признаков вдохновенности или поэтичности. Так что, симптом монотонности у него был.