В прошлом Орловского коммерческого банка много таинственного и непонятного. Одна из таких загадок – история семи уникальных фотографий его интерьеров, неизвестных широкой публике. Впервые эти фотографии внутреннего убранства здания банка я увидела в экспозиции музея областного управления ЦБ РФ, которое находится в бывшем здании Орловского коммерческого банка. Как и все здание ЦБ, музей закрыт для посещения в обычные дни, и попасть туда непросто. Нелегко было рассмотреть эти и без того не очень четкие фотографии за стеклом витрины.
В музей они, скорее всего, попали из исторической справки по истории Орловского коммерческого банка, подготовленной московским искусствоведом Островой в 1989 году.
Но, где хранятся их оригиналы, до недавнего времени мне выяснить не удавалось. Ясность в этот вопрос внесла статья московских историков С. А. Саломатиной и Д. С. Парфирьева «Банковская история в фотографиях: фотоальбом Орловского коммерческого банка 1899 г.», изданная в журнале «Экономическая история» в 2019 году. Оказалось, редкие фотоснимки в экспозицию музея ЦБ взяты из памятного фотоальбома, посвященного открытию нового корпуса Орловского коммерческого банка на Гостиной в 1899 году. Он существует в единственном экземпляре и хранится в фонде изоизданий Российской государственной библиотеки.
Напомню, что Орловский коммерческий банк был основан в 1872 году. Одним из его учредителей был железнодорожный магнат Самуил Поляков.
С 1876 года банк почти полностью перешел под контроль его младшего брата, московского купца-банкира Лазаря Полякова. К концу XIX века в его руках была целая финансово-промышленная империя. С 1891 по 1907 год бессменным директором Орловского коммерческого банка был Владимир Эмильевич Ромер. Экономический подъем 1890-х дал возможность Лазарю Полякову построить для своих банков здания, отражающие возросший статус его финансовой империи. Новое здание банка в Орле строилось по проекту московского архитектора С. К. Родионова в 1897–99 годах.
В 1900-м было завершено строительство второго корпуса, выходящего фасадом на набережную Орлика, в котором были устроены квартиры служащих.
Можно предположить, что сразу после открытия корпуса на Гостиной и были сделаны эти семь фотографий, впоследствии вошедшие в памятный альбом. Они показывают интерьеры вестибюля, центрального зала и кабинеты нового здания банка. На некоторых фотографиях изображены сотрудники и руководство банка на рабочих местах. На обложке альбома – красивая надпись тиснением «Орловский коммерческий банк. 1899».
Однако в истории альбома много непонятного. Нет сведений, откуда он попал в библиотеку в Москве, кем, для кого и когда был изготовлен. Любопытно также, что, несмотря на огромное количество фотографов в Орле XIX века, фотографии в альбоме явно сделаны любителем. Об этом говорит в том числе странная композиция многих снимков: фотосъемка против источника света, размытость части кадров и лиц людей. Дополнительную таинственность альбому придает и то, что некоторые фотографии в нем выглядят как переснятые с бумажных снимков не первой свежести, на которых было много заломов, царапин и пятен. На двух фотографиях в альбоме отображены вестибюль и «лестница с грифонами», ведущая в центральный зал.
Три фотографии запечатлели двухуровневый центральный зал банка с разных ракурсов.
Еще на одном фото за отдельным столом сидят четверо служащих банка. Предположительно это средний управленческий персонал, но, кто эти люди, мы не знаем. Сам стол, вероятно, рабочее место руководителя среднего звена, обособленное от рядовых сотрудников.
Последний снимок запечатлел руководство и акционеров банка в отдельном кабинете.
Единственный человек на этом снимке, которого можно достоверно опознать, — сидящий за столом директор банка В. Э. Ромер с характерными бородкой и пенсне. С другими людьми на снимке такой ясности, увы, нет. Хотя это явно не последние люди в орловском обществе и правлении банка. Сопоставив список членов правления Орловского коммерческого банка с этим снимком, автор статьи об альбоме Софья Саломатина предполагает, что слева от Владимира Ромера на снимке человек в мундире отставного генерала Александр Андреевич Берс, член наблюдательного совета банка и брат С. А. Берс, жены Л. Н. Толстого. А пожилой мужчина на переднем плане — либо Николай Петрович Римский-Корсаков, депутат банка, ливенский помещик и активный общественный деятель Орловской губернии, либо кто-то из кандидатов в члены правления банка из орловского купечества. Молодой человек, стоящий на фотографии слева, по ее предположению, Фёдор Владимирович Ромер, второй сын В. Э. Ромера и один из самых молодых членов правления ОКБ в 1898–1901 годах.
Владимир Ромер (1840–1907)
На основе всех особенностей снимков и возможных людей, на них запечатленных, Софья Саломатина предполагает, что альбом был изготовлен позже 1899 года в качестве подарка тому, для кого была важна память о банке и запечатленных на фотографиях людях.
Скорее всего, до 1917 года он хранился где-то в Москве и был подарен Российской государственной библиотеке потомками владельца. Софья Саломатина выдвигает версию, что альбом принадлежал кому-то из семьи директора банка Владимира Ромера. Известно, что после смерти В. Э. Ромера в 1907 году и крушения банковской империи Л. С. Полякова год спустя, сын директора Фёдор Ромер вошел в состав правления уже нового Соединенного банка, созданного на основе ряда «поляковских» банков, признанных несостоятельными. В этой же должности Ф. В. Ромер упоминался до конца 1917 года.
В 1910-е годы семья Ф. В. Ромера жила в Москве на Тверском бульваре, в районе которого Л. С. Полякову принадлежало много недвижимости. В 1910 году там же на бульваре, в доме Полякова, какое-то время жила сестра Ф. В. Ромера – Надежда. В 1915 году в Москву переехала их мать – Софья Лукинична, а в 1916-м – брат Михаил, который также работал в Соединенном банке в должности управляющего городским отделением на Никольской улице. После 1917 года следы этих людей теряются. Их дальнейшая судьба неизвестна. Фотоальбом мог принадлежать любому из этой семьи и был перевезен из Орла на память о периоде жизни в городе.
Хочется верить, что когда-нибудь мы узнаем об истории этого загадочного альбома и людях, привезших его в Москву, чуть больше.